Недавно на Пикабу вскрылась весьма занимательная схема развода при продаже дорогостоящего товара по системе Авито доставка. Злоумышленник (продавец) пользуется недоработками системы доставки при удаленной продаже ценных товаров, например – фототехники.
Сюжет получился детективным, так что устраивайтесь поудобнее и в путь!
Действие первое. Жалоба на блокировку аккаунта Авито и невозможность получить деньги за проданный товар
Началось все с того, что на Пикабу в горячее вышел пост (т.е. набрал множество откликов), где продавец фотоаппарата на Авито жаловался на проблемы с получением денег за проданный на Авито и отправленный Авито.доставкой фотоаппарат.
При такой системе доставки заказа товар отправляется продавцом в офисе системы доставки (Боксберри), деньги у покупателя на банковском счету замораживаются. После получения товара в пункте выдачи в своем городе покупатель забирает товар, Авито получает сведения от доставщика, что товар получен, и списывает деньги покупателя в пользу продавца. Продавец может указать реквизиты для вывода денег только после того, как Авито получит подтверждение от доставщика о том, что товар получен покупателем.
Проблема, описанная в посте на Пикабу, заключалась в том, что аккаунт продавца был якобы незаслуженно заблокирован на Авито, вследствие чего продавец не мог указать реквизиты для вывода денег. Товар он отправил, а денег не получил – налицо несправедливость.
Люди часто прибегают к огласке такого рода проблем, поскольку не в силах совладать с системой в одиночку. И это помогает. Похожу, помогло и в этот раз. Аккаунт был разблокирован.
Действие второе. Расследование.
Казалось бы, обычная ситуация – глюк системы на интернет – площадке, ситуация разрешена в результате огласки. Однако благодаря расследованию пользователя Пикабу ситуация заиграла новыми красками.
На другом портале нашёлся пост со стороны покупателя фотоаппарата, из которого выяснились следующие подробности.
Действительно, им был с помощью системы Авито.Доставка приобретен дорогостоящий фотоаппарат. Продавец отправил аппарат в офисе доставки. Покупателю в этом случае направляется трек номер для отслеживания посылки.
Изначально покупатель заметил несоответствие веса отправления, который также указывается в информации о посылке по трек-номеру. Однако на тот момент он не мог ничего поделать, и надеялся проверить все при получении товара в офисе Боксберри. По правилам Авито.Доставки при получении дается 15 минут на проверку товара, и если что-то не устраивает – можно отказаться от получения, деньги вернутся на карту покупателя, а некачественный товар поедет обратно к продавцу. Однако тщательной проверке фотоаппарата при получении не суждено было осуществиться. Практически сразу, как только от Авито покупателю пришло сообщении о прибытии товара в пункт выдачи, некто неизвестный получил товар, подтвердив его соответствие описанию, тем самым инициировав перевод денег продавцу. Таким образом, продавец остался с деньгами, покупатель – без денег и товара.
Известны случаи, когда в момент прибытия посылки мошенник звонит покупателю и договаривается с ним о встрече для покупки другого товара с Авито. Цель – задержать покупателя дома, чтобы он не отправился получать отправление сразу же.
Как такая схема мошенничества оказалась возможной? Дело в проверке личности на пункте выдачи товара. При получении доставки обычно достаточно назвать номер отправления и фамилию получателя, которая часто указана в профиле покупателя на Авито. Документы никто не проверяет. Поэтому злоумышленнику даже не нужно иметь сообщника – он просто нанимает курьера, это обычная практика, когда курьер получает товар за заказчика на пункте выдачи. После этого коробку с товаром курьер оставляет в определенном месте. Задача злоумышленника (продавца) – в идеале вообще избавиться от коробки, чтобы доказать факт мошеннических действий было вообще невозможно. Курьеру могут дать задание оставить ее в определенном месте.
Вряд ли правоохранительные органы усмотрят вину курьера в его действиях, он выполняет задание и не более того.
Вину продавца можно будет доказать только если будет доказано, что он выслал не то, что продавал, либо если удастся связать его с данным курьеру заданием на получение посылки.
Скорее всего, через суд покупателю удастся взыскать потерянные деньги со службы доставки или с сервиса Авито.Доставка, поскольку были грубо нарушены правила выдачи отправлений.
Полное описание расследования здесь.